Ленинградский Государственный Большой драматический театр имени М. Горького - один из первых т-ров, созданных после Октябрьской революции. Был организован в Петрограде при непосредственном участии А. М. Горького, А. А. Блока, М. Ф. Андреевой.
Открылся 15 февр. 1919 в помещении Большого зала консерватории (с 1920 занимает здание б. т-ра Суворина на Фонтанке) спектаклем "Дон Карлос". По замыслу его инициаторов БДТ должен был стать цитаделью героич. репертуара, т-ром больших социальных страстей, взволнованной революц. патетики, т-ром "великих слез и великого смеха" (Б л о к). В БДТ были привлечены крупные актёры - Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов, А. Н. Лаврентьев; режиссёры и художники - М. В. Добужинский, Н. В. Петров, В. М. Сушкевич, А. Н. Бенуа, В. А. Щуко.
Спектакли т-ра в первые годы существования полностью соответствовали революц. программе его основателей. В то время, когда еще не сложилась совр. сов. драматургия, на сцене т-ра шли лучшие произв. мировой классики: пьесы Шекспира ("Макбет", 1919, "Отелло", 1920, "Король Лир", 1920, "Юлий Цезарь", 1922, "Много шуму из ничего", 1919, "Двенадцатая ночь", 1921), Шиллера ("Дон Карлос", 1919, "Разбойники", 1919), Гюго ("Рюи Блаз", 1921), Гольдони ("Слуга двух господ", 1921), Мольера ("Смехотворные прелестницы" и "Лекарь поневоле", 1921). С конца 1922 в деятельности театра проявились некото-рые противоречия - увлечение творчеством немецких экспрессионистов, различными формалистическими течениями. В этот период поставлен ряд пьес, эстетизирующих трагический облик и природу капиталистического города, отразивших растерянность мелкобуржуазной интеллигенции перед лицом великих социальных потрясений ("Газ" Кайзера, 1922, "Девственный лес" Толлера, 1924, и др.). В 1925 театр осуществил постановку пьесы-хроники А. Н. Толстого и Щёголева "Заговор императрицы", в которой историко-революционная тема растворялась в серии сенсационно-разоблачительных и авантюрно-альковных анекдотов.
Реалистические традиции актёрского коллектива и обращение к советской пьесе помогли театру выйти из творческого тупика.
Начиная с 1925, когда был поставлен «Мятеж» Лавренёва, БДТ стал активным пропагандистом молодой советской драматургии. Крупным творч. достижением театра явилась постановка пьесы Лавренёва "Разлом" (1927, реж. Тверской; Годун - Монахов, капитан Берсенев - Лаврентьев, боцман Швач - Лариков, Ксения - Казико).
В последующие сезоны на сцене БДТ были поставлены "Луна слева" Билль-Белоцерковского (1928), "Человек с портфелем" Файко (1928), "Пурга" Щеглова (1927), "Инга" Глебова (1929), "Город ветров" Киршона (1929), "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) Маяковского, "Авангард" Катаева (1930), "Линия огня" Никитина (1931), "Джой Стрит" Зархи (1932). В работе над новым репертуаром сформировалась яркая артистическая индивидуальность О. Г. Казико, А. И. Ларикова, В. Я. Софронова, В. П. Полицеймако. В то же время часть режиссуры увлекалась в этот период задачей "индустриализации театра", пытаясь строить спектакли на "технических аттракционах". В ряде случаев т-р оказывался недостаточно требовательным и принципиальным в выборе репертуара: на его сцене ставились примитивные клубные "монтажи" ("10 октябрей", 1927), поверхностные, насыщенные дешёвой экзотикой мелодрамы ("Джума Машид", 1928), пьесы-однодневки ("Утопия", 1930, "Пипы Суринамские", 1930).
Большим событием в творч. жизни БДТ явились постановки на его сцене пьес Горького - "Егор Булычев и другие" и "Достигаев и другие" (1932, 1933, реж. Тверской и Люце; Егор Булычев и Бородатый солдат - Монахов, Василий Достигаев - Скоро-богатое, Павлин и Губин - Лариков, Рябиннн - Софронов, Шура - Казико, Варвара - Никритнна). В эти же годы БДТ с успехом ставит пьесы Погодина "Мой друг" (1932, реж. Тверской), "После бала" (1934, реж. Морщихин; Маша - Казико, Дед Лагута - Лариков), "Аристократы" (1935, реж. Люце; Костя-капитан - Полицеймако). В постановках пьес выдвинулась большая группа артистической молодёжи.
В 1939 в театре была поставлена пьеса Горького "Дачники" (реж. Бабочкин}, получившая широкое признание как пример глубокого и смелого сценического воплощения , "Царь Потап" Копкова (1940, реж. Бабочкин), "Вишнёвый сад" (1940, реж. Гайдебуров), "Король Лир" (1941, реж. Козинцев).
Первые годы Великой Отечеств, войны БДТ находился в г.Кирове. В 1943 театр вернулся в осаждённый Ленинград и продолжал работу в условиях блокады. Одновременно коллектив театра обслуживал части Ленинградского фронта, госпитали.
В послевоенные годы художественное руководство театра возглавляли Л. С. Рудник, Н. С. Рашевская, И. С. Ефремов, К..П. Хохлов. Среди поставленных в этот период спектаклей: "Бесприданница" (1948, реж. Шлепя-нов), "Враги" (1948, реж. Рашевская), "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" (1949, 1952, реж. Рашевская; Егор, Достигаев - Полицеймако).
В 1950 в БДТ был заново пост. "Разлом" (реж. Соколов и Зонне; спектакль экранизирован), в 1951 осуществлена новая постановка пьесы "Любовь Яровая" (реж. Ефремов). В этот же период театр ставит пьесы "Под каштанами Праги", "Русский вопрос", "Чужая тень" Симонова.
В 1956 гл. режиссёром театра стал Г. А. Товстоногов. Им поставлен ряд значит, спектаклей, в которых яркая театральность сочетается с глубоким проникновением в авторский замысел, лаконизм и точность выразитительных средств с богатством и силой внутреннего действия: "Идиот" по Достоевскому (1957; Мышкин - Смоктуновский), "Варвары" (1959); "Иркутская история" Арбузова (1960), "Гибель эскадры" Корнейчука (1960), "Лиса и виноград" Фигейреду (1957, оформление Товстоногова), "Пять вечеров" Володина (1959), "Трасса" Дворецкого (1959), "Синьор Марио пишет комедию" Николаи (1958). Среди других спектаклей, поставленных в этот период,- "Обрыв" по Гончарову (1956, реж. Рашевская), "Метелица" Пановой (1957, реж. Сулимов), "В поисках радости" Розова (1957, реж. Владимиров), "Ученик дьявола" Шоу (реж. Сулимов, 1956), "Дали неоглядные" Вирты (1958, реж. Владимиров и Сирота).
В труппе театра (1960): нар. арт. СССР В. П. Полицеймако, нар. артистки РСФСР Е. М. Грановская,О. Г. Казико, В. Т. Кибардина, засл. артисты РСФСР Л. А. Волынская, М. В. Иванов, И. М.'Кондратьева, Е. 3. Копелян, Н.П. Корн, Е.А. Лебедев, Л. И. Макарова, А. Б. Никритина, Н. А. Ольхина, М. А. Призван-Соколова Б.С. Рыжухин, В.И. Стржельчик, З.М. Шарко. Е. Ц.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1919. "Дон Карлос" (Лаврентьев),
"Воспоминание о двух понедельниках" Миллера (Товстоногов).
В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО) содержится немало материалов о работе знаменитого театра, эвакуированного в Киров в 1941 г. (ф. 1290, оп.7, дело 176).
Вот, например, план выпуска спектаклей на октябрь-декабрь 1942 г.
А. Корнейчук «Фронт» - режиссер Л. Рудник (гл режиссер театра – А.Р.). художник В. Лебедев.
К. Финн – «Петр Крылов» - режиссер Л. Рудник.
Е. Шварц – «Одна ночь» - режиссер Л. Рудник, художник В. Лебедев.
А. Гладков – «Давным-давно» - режиссер П. Вейсбрем, художник Медовщиков.
В. Шекспир – «Король Лир» - режиссер Г. Козинцев, художник Н. Альтман. (л.138).
В деле есть подробнейшая справка о работе театра и составе труппы (л.л. 155-163).
И вот еще очень любопытный документ. Это телеграмма секретаря обкома Лукьянова от 23 сентября 1942 г. адресованная А.И. Микояну. В ней содержится просьба о выделении 63 метров шерстяной ткани для оформления постановки спектакля по пьесе А. Корнейчука «Фронт» (ГАСПИКО, ф.1290, дело 67, л. 63).
Ленинградский Государственный Большой драматический театр имени М. Горького - один из первых т-ров, созданных после Октябрьской революции. Был организован в Петрограде при непосредственном участии А. М. Горького, А. А. Блока, М. Ф. Андреевой. Открылся 15 февр. 1919 в помещении Большого зала консерватории (с 1920 занимает здание б. т-ра Суворина на Фонтанке) спектаклем "Дон Карлос". По замыслу его инициаторов БДТ должен был стать цитаделью героич. репертуара, т-ром больших социальных страстей, взволнованной революц. патетики, т-ром "великих слез и великого смеха" (Б л о к). В БДТ были привлечены крупные актёры - Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов, А. Н. Лаврентьев; режиссёры и художники - М. В. Добужинский, Н. В. Петров, В. М. Сушкевич, А. Н. Бенуа, В. А. Щуко. Спектакли т-ра в первые годы существования полностью соответствовали революц. программе его основателей. В то время, когда еще не сложилась совр. сов. драматургия, на сцене т-ра шли лучшие произв. мировой классики: пьесы Шекспира ("Макбет", 1919, "Отелло", 1920, "Король Лир", 1920, "Юлий Цезарь", 1922, "Много шуму из ничего", 1919, "Двенадцатая ночь", 1921), Шиллера ("Дон Карлос", 1919, "Разбойники", 1919), Гюго ("Рюи Блаз", 1921), Гольдони ("Слуга двух господ", 1921), Мольера ("Смехотворные прелестницы" и "Лекарь поневоле", 1921). С конца 1922 в деятельности театра проявились некото-рые противоречия - увлечение творчеством немецких экспрессионистов, различными формалистическими течениями. В этот период поставлен ряд пьес, эстетизирующих трагический облик и природу капиталистического города, отразивших растерянность мелкобуржуазной интеллигенции перед лицом великих социальных потрясений ("Газ" Кайзера, 1922, "Девственный лес" Толлера, 1924, и др.). В 1925 театр осуществил постановку пьесы-хроники А. Н. Толстого и Щёголева "Заговор императрицы", в которой историко-революционная тема растворялась в серии сенсационно-разоблачительных и авантюрно-альковных анекдотов.
Реалистические традиции актёрского коллектива и обращение к советской пьесе помогли театру выйти из творческого тупика.
Начиная с 1925, когда был поставлен «Мятеж» Лавренёва, БДТ стал активным пропагандистом молодой советской драматургии. Крупным творч. достижением театра явилась постановка пьесы Лавренёва "Разлом" (1927, реж. Тверской; Годун - Монахов, капитан Берсенев - Лаврентьев, боцман Швач - Лариков, Ксения - Казико).
В последующие сезоны на сцене БДТ были поставлены "Луна слева" Билль-Белоцерковского (1928), "Человек с портфелем" Файко (1928), "Пурга" Щеглова (1927), "Инга" Глебова (1929), "Город ветров" Киршона (1929), "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) Маяковского, "Авангард" Катаева (1930), "Линия огня" Никитина (1931), "Джой Стрит" Зархи (1932). В работе над новым репертуаром сформировалась яркая артистическая индивидуальность О. Г. Казико, А. И. Ларикова, В. Я. Софронова, В. П. Полицеймако. В то же время часть режиссуры увлекалась в этот период задачей "индустриализации театра", пытаясь строить спектакли на "технических аттракционах". В ряде случаев т-р оказывался недостаточно требовательным и принципиальным в выборе репертуара: на его сцене ставились примитивные клубные "монтажи" ("10 октябрей", 1927), поверхностные, насыщенные дешёвой экзотикой мелодрамы ("Джума Машид", 1928), пьесы-однодневки ("Утопия", 1930, "Пипы Суринамские", 1930).
Большим событием в творч. жизни БДТ явились постановки на его сцене пьес Горького - "Егор Булычев и другие" и "Достигаев и другие" (1932, 1933, реж. Тверской и Люце; Егор Булычев и Бородатый солдат - Монахов, Василий Достигаев - Скоро-богатое, Павлин и Губин - Лариков, Рябиннн - Софронов, Шура - Казико, Варвара - Никритнна). В эти же годы БДТ с успехом ставит пьесы Погодина "Мой друг" (1932, реж. Тверской), "После бала" (1934, реж. Морщихин; Маша - Казико, Дед Лагута - Лариков), "Аристократы" (1935, реж. Люце; Костя-капитан - Полицеймако). В постановках пьес выдвинулась большая группа артистической молодёжи.
В 1939 в театре была поставлена пьеса Горького "Дачники" (реж. Бабочкин}, получившая широкое признание как пример глубокого и смелого сценического воплощения , "Царь Потап" Копкова (1940, реж. Бабочкин), "Вишнёвый сад" (1940, реж. Гайдебуров), "Король Лир" (1941, реж. Козинцев).
Первые годы Великой Отечеств, войны БДТ находился в г.Кирове. В 1943 театр вернулся в осаждённый Ленинград и продолжал работу в условиях блокады. Одновременно коллектив театра обслуживал части Ленинградского фронта, госпитали.
В послевоенные годы художественное руководство театра возглавляли Л. С. Рудник, Н. С. Рашевская, И. С. Ефремов, К..П. Хохлов. Среди поставленных в этот период спектаклей: "Бесприданница" (1948, реж. Шлепя-нов), "Враги" (1948, реж. Рашевская), "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" (1949, 1952, реж. Рашевская; Егор, Достигаев - Полицеймако).
В 1950 в БДТ был заново пост. "Разлом" (реж. Соколов и Зонне; спектакль экранизирован), в 1951 осуществлена новая постановка пьесы "Любовь Яровая" (реж. Ефремов). В этот же период театр ставит пьесы "Под каштанами Праги", "Русский вопрос", "Чужая тень" Симонова.
В 1956 гл. режиссёром театра стал Г. А. Товстоногов. Им поставлен ряд значит, спектаклей, в которых яркая театральность сочетается с глубоким проникновением в авторский замысел, лаконизм и точность выразитительных средств с богатством и силой внутреннего действия: "Идиот" по Достоевскому (1957; Мышкин - Смоктуновский), "Варвары" (1959); "Иркутская история" Арбузова (1960), "Гибель эскадры" Корнейчука (1960), "Лиса и виноград" Фигейреду (1957, оформление Товстоногова), "Пять вечеров" Володина (1959), "Трасса" Дворецкого (1959), "Синьор Марио пишет комедию" Николаи (1958). Среди других спектаклей, поставленных в этот период,- "Обрыв" по Гончарову (1956, реж. Рашевская), "Метелица" Пановой (1957, реж. Сулимов), "В поисках радости" Розова (1957, реж. Владимиров), "Ученик дьявола" Шоу (реж. Сулимов, 1956), "Дали неоглядные" Вирты (1958, реж. Владимиров и Сирота).
В труппе театра (1960): нар. арт. СССР В. П. Полицеймако, нар. артистки РСФСР Е. М. Грановская,О. Г. Казико, В. Т. Кибардина, засл. артисты РСФСР Л. А. Волынская, М. В. Иванов, И. М.'Кондратьева, Е. 3. Копелян, Н.П. Корн, Е.А. Лебедев, Л. И. Макарова, А. Б. Никритина, Н. А. Ольхина, М. А. Призван-Соколова Б.С. Рыжухин, В.И. Стржельчик, З.М. Шарко. Е. Ц.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1919. "Дон Карлос" (Лаврентьев),
"Воспоминание о двух понедельниках" Миллера (Товстоногов).
В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО) содержится немало материалов о работе знаменитого театра, эвакуированного в Киров в 1941 г. (ф. 1290, оп.7, дело 176).
Вот, например, план выпуска спектаклей на октябрь-декабрь 1942 г.
А. Корнейчук «Фронт» - режиссер Л. Рудник (гл режиссер театра – А.Р.). художник В. Лебедев.
К. Финн – «Петр Крылов» - режиссер Л. Рудник.
Е. Шварц – «Одна ночь» - режиссер Л. Рудник, художник В. Лебедев.
А. Гладков – «Давным-давно» - режиссер П. Вейсбрем, художник Медовщиков.
В. Шекспир – «Король Лир» - режиссер Г. Козинцев, художник Н. Альтман. (л.138).
В деле есть подробнейшая справка о работе театра и составе труппы (л.л. 155-163).
И вот еще очень любопытный документ. Это телеграмма секретаря обкома Лукьянова от 23 сентября 1942 г. адресованная А.И. Микояну. В ней содержится просьба о выделении 63 метров шерстяной ткани для оформления постановки спектакля по пьесе А. Корнейчука «Фронт» (ГАСПИКО, ф.1290, дело 67, л. 63).