Генеалогия, архивный поиск, история семьи, составление родословных
Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискГлавная Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискАрхив Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискГенеалогия Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискСписки архивов Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Услуги сайта Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Пишите

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Об авторе

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискКаталог сайтов

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискПресс - релизы

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискЧАВО

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискКарта сайта

Рассылки Subscribe.Ru

Частный электронный архив личных фондов и коллекций документов

Архив Александра Рашковского


Архив Александра Львовича Рашковского

 

Не прогнувшийся

В ночь на 10 августа в городе Кирове (Вятке) после сердечного приступа скончался историк-краевед Валентин Дмитриевич СЕРГЕЕВ, антикоммунист, один из последних вятских демократов. Похоронен он на кладбище вблизи поселка Радужного 13 августа – в день своего 66-летия.

Мне посчастливилось знать Валентина Дмитриевича более тридцати лет, начиная со времен учебы в Кировском пединституте, где он преподавал отечественную историю. Вначале его увлеченность революционерами-народниками XIX века казалась мне и моим друзьям странноватой: молодые фрондёры 1970-х, к коим принадлежал и я, не любили этих предшественников большевиков (как и самих большевиков). Но Сергеев сумел убедить студентов, что многие из народников (например, Николай Чарушин, редактор первой вятской частной газеты) являлись людьми чести и совести, истинными нонконформистами («неприспособленцами»), не прогнувшимися потом при постоянных колебаниях иезуитской линии ВКП (б), за что и поплатились карьерой и жизнью.

Таким кристальным нонконформистом был и Валентин Дмитриевич. Все знали о его непримиримой позиции по отношению к коммунистическому режиму – и к сталинским репрессиям, и к брежневскому закручиванию гаек. При неформальном общении он познакомил меня с полузапретной тогда литературой хрущевской «оттепели», с восхищением зачитывая вслух особо смачные цитаты, например, из «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына в макулатурной «Роман-газете» или из «Затоваренной бочкотары» Аксенова в стареньком номере «Юности». С тех пор только с его ироничной интонацией звучит для меня аксеновское: «Старик Моченкин дед Иван битый час собачился с сыном и невесткой – опять обидела его несознательная молодежь: не протопила баньку, не принесла кваску, как бывало прежде, когда старик Моченкин еще крутил педали инспектором по колорадскому жуку… В свое время он писал жалобы: на школьников-хулиганов в пионерскую организацию, на сына в его монтажное (по коровникам) управление, на невестку в журнал «Крестьянка», – но жалобам ходу не дала бюрократия, которая на подкупе у семьи» .

По духу своему Сергеев и сам – из шестидесятников: не смог он смириться с кировской «бюрократией, которая на подкупе» и в самый пик брежневского застолья (1980) отправился в добровольную ссылку на Камчатку – жить на воле и преподавать то, что хочет. Но в разгар ельцинской демократии вернулся на родину, и тут его талант сверхкомпетентного и честного специалиста по истории Вятского края был востребован на все сто. Потоком хлынули его статьи, книги, телесценарии. Как интереснейший рассказчик и мощная личность он, как мало кто на Вятке, умел удерживать внимание зрителя в телекадре.

Я сотрудничал с ним при издании культурологического журнала «Бинокль» в начале 2000-х (№№ 12, 13, 14, 16). У нас впервые публиковались стихи Сергеева о «кировском народе» ( «отчасти он из простодыров: отнюдь ему не режет слух кирзовая кликуха Киров, развесистая, как лопух» ), о Лёне Николаеве, который «Кирова пришил» из ревности ( «похоже, Коба Джугашвили был в этом разе ни при чем» ), о городе Кирове-Глупове, где и сегодня «пир во времена чумы»: «Депутаты и воры… словоблудны и речисты, надувательства артисты, захребетники-клопы… из накрывшихся обкомов заползли под триколор» . Демократические убеждения позволили историку увидеть сегодняшнюю реальность в ее истинном, мрачновато-саркастическом свете, в духе Салтыкова-Щедрина.

В последний раз я встретил Сергеева 13 июля на пикете за возвращение городу Кирову имени Вятка (у филармонии). Среди организаторов были и его студенты из МГЭИ. Историк, давно уже болевший сердцем, вступил в яростный спор с «простодырами», одна из которых уверяла, что названа Кирой в честь дорогого Мироныча и ни за что не даст переименовать Киров. «Заклюют ведь Вас, Валентин Дмитриевич!» – сказал я ему…

Сегодня, когда наверху воцарились люди, по библейскому выражению, «с двоящимися мыслями, нетвердые во всех путях своих», беспринципные (вернее, с единственным принципом «сделаю что угодно за деньги»), смутные, как машинописный оттиск после закладки в десять листов копирки, яркая, предельно отчетливая и глубоко порядочная личность Валентина Сергеева навсегда останется недосягаемым ориентиром для нас.

 

Михаил КОКО (газета «Наш выбор – Вятка», 17.08.2006, № 32)

 

БИОГРАФИЯ И БИБЛИОГРАФИЯ:

СЕРГЕЕВ В.Д. род. 13.08.1940 в Кирове. Предки – хлыновские и вятские священники (по этой линии Сергеев – в родстве с писателями Вал. Катаевым и Евг. Петровым, одним из авторов «12 стульев» и «Золотого теленка»), позднее – учителя, земские работники, врачи, дед-толстовец, двоюродный дед-народник. Окончил истфилфак Кировского пединститута (1964), преподавал там же на кафедре истории СССР. В 1980-95 жил на Камчатке. До кончины преподавал в Кировском филиале Московского Гуманитарно-экономического института (МГЭИ). Кандидат исторических наук, профессор. Сыновья – историк-краевед Александр (МГЭИ) и сотрудник КГТРК «Вятка» Алексей, дочь – на Камчатке.

Автор сценария телефильма «Николай Чарушин: история в человеке» (реж. М.Дохматская, 1998), один из авторов сценариев т/ф «Уроки» и «Служба» из цикла «Как устроена Россия» (реж. М.Дохматская, 2002). Книги Сергеева, изданные в Вятке: «А.В.Якимова» (1970), «А.А.Красовский» (1977), «Павел Хохряков» (1979), «Пропагандист с динамитом: Правда и миф о Степане Халтурине» (1998), «Поборники просветительского служения: из истории Вятки» (2000), « Сам я – вятский уроженец: из истории Вятки» (2000), «Ревнители революционного нетерпения: из истории Вятки» (2000), «Николай Аполлонович Чарушин: народник, общественный деятель, издатель, краевед (к 150-летию)» (2001), «Из истории вятской печати (1837-1917)» (2002), «Разночинцы-демократы Вятки» (2003), «История отечественного государства и права» (2005), «Платоны и Невтоны Вятской земли» (2006), «Ямбы и дифирамбы» (2006). Один из авторов учебника «Вятский край с древности до наших дней» (2006). Изданы в Петропавловске-Камчатском: «Страницы истории Камчатки (дореволюционный период)» (1992), «Вятские "нигилисты": из истории разночинной интеллигенции Вятки» (1994). Архивное дело: фото В.Сергеева

Сергеев (в центре) со своими наставниками – краеведами Александром Дмитриевичем Фокиным и Евгением Дмитриевичем Петряевым (справа). 1971. Фото из журнала «Бинокль» № 16

Архивное дело: фото В.Сергеева Последний пикет Сергеева: за нашу и вашу Вятку! 13.07.2006. Фото Елены Беляевой

* * *

По возрасту он мне ровня.

Сложён некрепко.

Но как он глянул на меня,

Колюче, цепко.

 

А с виду хлипок и сутул.

Редеет темя.

Как он прочувственно вздохнул:

«Да, было время…

 

Но что соделано тогда,

Потом рассудят,

Быть может статься, уж когда

И нас не будет».

 

По возрасту нас та пора

Не захватила.

В ночи С о з в е з д ь е Т о п о р а

Не нам светило.

 

Но в те года, наверняка,

Мы оба знаем,

Я был бы попросту зэка ,

Он – вертухаем .

 

Валентин СЕРГЕЕВ

(из сборника «Ямбы и дифирамбы»)

 

 Биография

Алфавитный перечень документов


Памяти В.Д.Сергеева


Архивные новости


Ономастика - история фамилии









© Copyright 2002-2024

Архивное дело. Генеалогия. Родословные. Поиск.

Рассылка 'Генеалогия, история семьи'